Время чтения: минуты
Просмотров: 488
Автор:
Дата публикации: 30.04.2025

Многие из автомобилистов, получая права категории В, задаются вопросом о том, нужна ли дополнительная категория для того, чтобы управлять автопоездом.

 

Данный вопрос – нужна ли категория на прицеп – регламентирован Постановлением правительства Российской Федерации от 1999 года, где утверждаются правила сдачи квалификационного экзамена и выдачи водительского удостоверения.

 

Согласно законодательству, водитель, у которого открыты права с категорией В для машин с прицепом, могут управлять автопоездом, но с определенными ограничениями. Они касаются массы отдельных конструкций и всей сцепки в целом, соотношения этих показателей.

 

Категории водительских прав и прицепы

 

Право управления автопоездом есть у водителей с открытыми В, ВЕ, С, СЕ, D и DE: это регламентировано Федеральным законодательством, законом, определяющим безопасность дорожного движения.

В зависимости от категории прав определяются и технические характеристики элементов в составе автопоезда; нужна ли категория на легковой прицеп:

  • Категория В: Масса прицепа не должна превышать 750 кг. Допустимо превышение установленной нормы при условии, что вес не больше, чем вес машины без нагрузки. Общая масса автопоезда не может быть более 3 500 кг.
  • Категория ВЕ: предполагает управление легковыми автомобилями с любыми прицепами.
  • Категории С и D: возможно использование прицепа с разрешенной массой до 750 кг.
  • Категории СЕ и DЕ: в составе автопоезда могут использоваться любые конструкции.

 

Действующими правилами дорожного движения определяется право водителя с категорией В на управление автопоездами разных модификаций. Обязательное условие – это соблюдение ограничений относительно массы автомобильного поезда.

Штрафы за управление без нужной категории

 

Управление транспортным средством с прицепом без наличия соответствующей категории в водительском удостоверении – нарушение Правил дорожного движения, за которое предусмотрено наказание.

Согласно законодательству, водитель, который управляет автопоездом, не соответствующим заданным нормам, или не прошедший обучение на определенную категорию, обязан заплатить штраф. Размер штрафа варьируется в диапазоне от 5 000 рублей до 15 000 рублей.

Такое нарушение приравнивается к управлению транспортным средством без водительского удостоверения: инспектор ДПС вправе задержать автомобиль и отправить его на штрафстоянку.

Еще одна обязанность сотрудника ГИБДД, установившего такое правонарушение, как отсутствие должной категории прав при управлении автомобилем – проверка документации, свидетельства о регистрации ТС, ПТС. В случае, если будет установлено, что прицеп не зарегистрирован, его владельцу предстоит оплатить еще один штраф. Транспортное средство также будет отправлено на штрафстоянку.

Следует обратить внимание, что забрать оттуда ТС можно только при помощи эвакуатора. Штраф за отсутствие регистрации составит от 500 рублей до 800 рублей: если платеж будет выполнен в течение 20 дней с момента вступления в законную силу соответствующего постановления, будет действовать скидка в размере 50%.

При повторном выявлении такого нарушения штраф составит 5 000 рублей; инспектор ГАИ вправе лишить водителя права на управление транспортным средством на срок до 3 месяцев. Скидка на повторный платеж не распространяется.

Еще один штраф, столкнуться с которым могут водители автопоездов – за отсутствие регистрационных знаков. Размер наказания – 5 000 рублей.

Как получить категорию BE

 

Для того чтобы водитель смог управлять не только легковым автомобилем, но и автопоездом, в составе которого будет присутствовать прицеп, ему необходимо открыть категорию ВЕ.

Сделать это можно только пройдя обучение в автошколе:

  • Успешно освоить теоретические и практические материалы, посещая занятия в рамках установленного расписания.
  • Сдать теоретический экзамен на знание Правил дорожного движения.
  • Сдать практический экзамен на специально оборудованной площадке. Необходимо выполнить 4 упражнения.
  • Сдать экзамен по вождению в условиях городского трафика.

 

Теоретические вопросы на экзамене ничем не отличаются от вопросов, которые сдает будущий водитель, открывая категорию А. Отличаются только варианты заданий на спецплощадке: необходимо выполнить сцепку/расцепку автопоезда, заехать на эстакаду, выполнить движение задним ходом по прямой. Кроме того, необходимо выполнить упражнение Гараж – заехать в бокс задним ходом, совершив поворот автопоезда – и параллельную парковку на транспортном средстве - автопоезде.

В регламент экзамена на открытие ВЕ не входят змейка и заезд на эстакаду. Для получения такой категории водитель должен быть старше 19 лет, иметь водительское удостоверение с открытой категорией В более 1 года.

Для любой другой категории - СЕ, DE, С1Е, D1E – должна быть открыта основная В или С. Обязательный водительский стаж – не менее 3 лет; возраст водителя – старше 21 года.

Нарушение вышеперечисленных требований и правил приравнивается к управлению транспортным средством без водительского удостоверения. Это карается не только штрафом, но и лишением прав на срок до полугода.

Ответы на распространенные вопросы

 

Нужна ли категория для прицепа-дачи?

 

Прицеп-дача – кемпер или живой прицеп – мобильная конструкция в виде жилья на колесах, которую можно использовать для временного проживания во время длительных поездок и путешествий. Внутри есть все, что необходимо для комфорта и полноценного отдыха.

 

Для того чтобы управлять автопоездом, в составе которого присутствует прицеп-дача, необходимо иметь водительское удостоверение с определенной категорией прав. Если масса не превышает 750 кг, а общий вес автопоезда составляет до 3 500 тонн, для управления достаточно категории В. В случае, если какой-либо из параметров не соответствует, потребуется открыть ВЕ: она дает право управления транспортным средством любой массы, перемещаться по дорогам общего пользования без ограничений.

 

Для средних грузовиков с прицепом, при условии, что общий вес автопоезда – до 12 тонн – предназначена категория С1Е.

 

Нужна ли категория для легкового прицепа, если его масса меньше 750 кг?

 

Водителям, у которых уже есть открытая категория В, не придется тратить время на то, чтобы проходить обучение, сдавать экзамены. Они имеют право управлять автопоездом с прицепом массой до 750 кг при условии, что общая масса не превышает 3 500 тонн. В таком случае не придется открывать дополнительную категорию.

 

Что делать, если у меня уже есть категория B?

 

Водителю, у которого уже есть удостоверение с открытой категорией В, можно оформить категорию ВЕ, чтобы без ограничений управлять автопоездами.

 

Это возможно только при условии, что водительский стаж составляет более 1 года, а возраст водителя – старше 19 лет. Потребуется записаться в автошколу и пройти соответствующее обучение, сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД, пройти медицинскую комиссию и получить соответствующее заключение.

 

Как только обучение и экзамены будут успешно пройдены, водителю будет присвоена категория ВЕ, позволяющая управлять транспортными средствами с прицепами массой более 750 кг, но при условии, что масса автопоезда составляет не более 3 500 тонн. Отсутствие такой категории – управления транспортным средством с прицепом без водительского удостоверения; такое нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции и другие неприятные последствия.

 

Какие документы нужны для регистрации прицепа?

 

Регистрация прицепа – обязательное условие его эксплуатации в составе автопоезда. В случае, если инспектор ГАИ при проверке документов установит, что прицеп не зарегистрирован, он отправит его на штрафстоянку, а владельцу придется оплатить штраф в размере до 5 000 рублей.

 

Для того чтобы зарегистрировать прицеп, необходимо предоставить в ГИБДД обязательный пакет документов:

 

  • Паспорт владельца.
  • Паспорт ТС – электронный или на бумажном носителе.
  • Договор купли-продажи.
  • Регистрационные номерные знаки, полученные ранее, в том числе и транзитные, при их наличии.
  • Заявление на регистрацию транспортного средства.
  • Страховой полис ОСАГО, в котором прописано разрешение на управление автопоездом. Водитель может предоставить или оригинал, или копию страхового полиса – решение зависит от него.

 

Для прицепов, которые принадлежат юридическим лицам, необходимо оформлять специальный страховой полис – для автомобиля, который будет использоваться для буксировки. В таком документ, в пункте 2, в обязательном порядке должна быть отметка о том, что транспортное средство используется с прицепом.

 

Данное требование не распространяется на прицепы, которые будут использоваться в личных целях с личным легковым автомобилем; достаточно общего полиса страхования.

 

На какой прицеп не нужна категория?

 

На управление ТС с любым прицепом требуется В, С или D. Необходимость обусловлена тем, что управление автопоездом несколько отличается от управления легковым автомобилем без прицепа.

 

Управление транспортным средством с прицепом – возможность для водителей, у которых открыта соответствующая категория в водительском удостоверении. Отсутствие таковой является нарушением действующего законодательства и Правил дорожного движения: при обнаружении водителю придется не только заплатить штраф; велик риск остаться без водительского удостоверения.

 

Управление автопоездом с прицепом в составе – отличная возможность оценить сразу несколько преимуществ:

 

  • Перевозка крупногабаритных грузов и предметов, которые просто невозможно уместить в салоне легкового автомобиля или в его багажнике.
  • Транспортировка альтернативных транспортных средств – лодок, водных мотоциклов, снегоходов.
  • Универсальность прицепа позволяет использовать его в составе автопоезда с любой техникой, конструкция которой предполагает наличие фаркопа.
  • Отличная проходимость. Можно пользоваться даже там, где нет качественного дорожного полотна или в условиях полного бездорожья.
  • Легкость парковки. Отсутствие надобности в специальных стойках делает фиксацию прицепа на автомобильной стоянке максимальной простой.

 

Управление транспортным средством с прицепом требует от водителя определенных знаний и навыков. При выполнении маневров колеса движутся по меньшему радиусу: велика вероятность срезания углов. При совершении поворотов рекомендуется учитывать запас пространства, выбирая больший радиус.

 

При езде задним ходом прицеп и транспортное средство движутся в противоположных направлениях: в случае отклонения от курса потребуется вернуться в исходное положение и повторить маневр снова.

 

Еще одно правило, которое должен знать каждый, кто управляет автомобилем с прицепом – размещение грузов. Груз должен находиться над осью или между ними, если конструкцией предусмотрены две оси. Вес груза должен быть распределен равномерно.

 

При управлении ТС с автоприцепом все движения, в том числе и трогание, должны быть мягкими и плавными; рывки и пробуксовки недопустимы. Между другими участниками дорожного движения должна быть выдержана увеличенная дистанция, поскольку резкое торможение может привести к неприятным последствиям.

 

Тормозить всегда нужно плавно и заранее; на скользкой дороге резкая остановка автопоезда может привести к его складыванию.

 

Все вышеперечисленные знания и навыки водитель получает во время обучения в автомобильной школе при открытии новой категории. Только так можно обеспечить безопасность всех участников дорожного движения, эффективность управления ТС и выполнение правил.